Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

Эта мера применяется в отношении населения оккупированных или завоеванных территорий. Она заключается в принудительном переселении гражданских лиц (или других лиц, находящихся под защитой Женевских конвенций) за пределы территории их проживания на территорию оккупирующей державы или любую другую территорию, вне зависимости от того, оккупирована ли она.

Термин «переселение населения» используется для обозначения принудительного передвижения населения, происходящего в пределах территории какого-либо государства.

перемещение населения

  • Депортация населения или отдельных лиц вне зависимости от причины запрещена четвертой Женевской конвенцией (ст. 49 и Нормой 130 «Исследования о нормах обычного МГП», опубликованного МККК в 2005 году).
  • Оккупирующая держава не может проводить депортацию или переселение части своего гражданского населения на оккупированные ею территории.
  • Эти действия являются военными преступлениями (ЖIV, ст. 147). Они входят в число таких преступлений, как этнические чистки или геноцид.
  • Депортация и переселение также расцениваются как военные преступления и преступления против человечности в соответствии со Статутом Международного уголовного суда, принятым в Риме в июле 1998 г. (ст. 8.2.а. VII, 8.2.b. VIII и ст. 7.1.d). Переселение оккупирующей державой своего гражданского населения на оккупированную территорию также рассматривается как военное преступление (ст. 8.2.b. VIII). Следовательно, лица, совершившие такие преступления, подлежат юрисдикции МУС.

В некоторых случаях статьей 49 четвертой Женевской конвенции допускается эвакуация гражданского населения на четко определенных ограничивающих условиях, если этого требуют безопасность населения или веские соображения военного характера.

В таких случаях:

— оккупирующая держава может производить эвакуацию людей только в пределах оккупированной территории;

— держава-покровительница этого населения должна быть проинформирована о переселении, как только оно было произведено;

— переселение не должно осуществляться в районы, особо подверженные опасностям войны;

— оккупирующая держава должна удостовериться, что лица принимаются в надлежащих жилищных условиях, что перемещение производится в удовлетворительных условиях с точки зрения безопасности, гигиены, здоровья и питания. Члены одной и той же семьи не должны быть разлучены.

Депортация является частным случаем более широкого понятия перемещения населения.

В постановлении по делу Стакича (Stakić IT-97-24 от 22 марта 2006 г., § 278) Апелляционная камера Международного трибунала по бывшей Югославии приняла решение, что «материальный элемент депортации состоит в факте принудительного перемещения лиц путем их высылки или с применением других способов принуждения из региона, где они находятся на законных основаниях, за официальные пределы государства или, в некоторых случаях, фактически за границу без причины, соответствующей нормам международного права». Апелляционная камера также пришла к выводу, что «для нравственного элемента депортации неважно, намеревалось ли совершившее депортацию лицо навсегда переместить потерпевших». Это решение было подкреплено постановлением по делу Краишника (МТБЮ, Krajišnik IT-00-39 от 27 сентября 2006 г., §725). По данному делу Судебная камера подчеркнула, что в соответствии с нормами международного гуманитарного права перемещение гражданских лиц во время вооруженного конфликта допускается только в ограниченном количестве случаев: безопасность гражданских лиц должна быть под угрозой или должны иметься настоятельные соображения военного характера. Кроме того, Судебная камера пришла к выводу, что для привлечения к ответственности совершившего депортацию лица не существует минимально необходимого количества лиц, перемещенных насильно.

По делу Стакича (Stakić IT-97-24 от 22 марта 2006г., § 317) Апелляционная камера приняла решение, что «принудительное перемещение является достаточно тяжким преступлением, чтобы войти в категорию «других бесчеловечных деяний», т.е. преступлений против человечности. По делу Краишника (Krajišnik IT-00-39 от 27 сентября 2006 г., § 330, 331) Апелляционная камера МТБЮ пришла к заключению, что для того чтобы доказать, что принудительное перемещение попадает в категорию «других бесчеловечных деяний» согласно статье 5(i) Устава, следует подтвердить, что данное принудительное перемещение было по своей тяжести соразмерно с другими перечисленными преступлениями против человечности.

Библиография

FAVEZ J. C., Une mission impossible ? Le CICR, les déportations et les camps.

WIEVIORKA A., Déportation et génocide : entre la mémoire et l’oubli, Paris, Plon, 1992, 506 p.

Article également référencé dans les 2 catégories suivantes :