«Мягкое право» (softlaw), или односторонние акты следует отличать от классических норм международного права (hardlaw). Последнее включает нормы, разработанные и принятые при участии и с прямого согласия участвующих государств и других заинтересованных сторон, которые становятся для них обязательными. К таким нормам относятся, например, международные договоры и конвенции.
Слова «резолюция», «рекомендация» и «постановление» употребляются без юридической строгости. Тем не менее можно попытаться прояснить действительный смысл каждого из этих терминов, несмотря на то, что на практике эти понятия так строго не различаются.
Резолюция, постановление и рекомендация
- Резолюция: этот термин употребляется для определения как обязательных, так и необязательных производных международно-правовых норм. Так, рекомендация и постановление являются резолюциями.
- Постановление: этот термин иногда употребляется для обозначения обязательной нормы. Например, резолюция Совета Безопасности на основании Главы VII, представляет собой постановление (ст. 25 Устава).
- Рекомендация: этот термин употребляется для определения резолюции, которая сводится к заявлению о намерении, не имея при этом юридической силы.
Юридическая сила «мягкого права» является относительной.
- В большинстве случаев эти постановления не имеют юридической силы для государств. Это означает, что они не являются обязательными. Тем не менее, в зависимости от органа, формы и содержания, в которые облекается постановление, оно может создавать обязательства для государств и иметь некоторую юридическую силу.
Например, большинство норм, разработанных в инстанциях ООН, не имеют обязательной юридической силы: это касается резолюций и рекомендаций Совета Безопасности ООН, которые не были приняты в рамках Главы VII Устава, или резолюций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН.
Тем не менее они сохраняют моральную силу, поскольку выражают мнение государств по определенному вопросу. По добровольному согласию государств-членов рекомендация может принять обязательную силу.
Отсутствие юридической силы зачастую является следствием крайне расплывчатого характера формулировок, используемых международными организациями для достижения консенсуса государств.
Напротив, не следует недооценивать юридическую значимость нормы, четкая формулировка которой позволяет ее исполнение и которая была единогласно принята государствами-членами. Можно считать, что она не создала новых прав, тем не менее она кодифицировала обычную правовую норму, которую государства уже приняли в своей постоянной практике. Таким образом, сила юридической нормы определяется не характером органа, который ее принял, а принадлежностью этой нормы к сфере международного обычного права.
Юридическая сила нормы мягкого права оценивается в каждом конкретном случае, в зависимости от точности ее содержания и способа ее принятия. Оно оценивается также в рамках иерархии и интерпретации норм международного права.
- Тем не менее весьма малое число этих решений имеют обязательную силу: это зависит от органа и компетенций, на которые он опирается. Так, если говорить об ООН и лишь в общих чертах, обязательными являются лишь резолюции Совета Безопасности, принятые в рамках Главы VII Устава (действия в случае угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии), в силу статьи 25 Устава. Несмотря на широкое толкование сферы действия этой статьи Международным Судом в 1971 г., продолжает существовать сомнение относительно обязывающего характера резолюций Совета Безопасности, принятых вне контекста Главы VII.
- Следует делать различие между:
— саморегулирующими нормами: т. е. правилами, которые применяются к принявшей их международной организации, например, теми, которые относятся к ее внутреннему функционированию. В этом случае такие нормы имеют обязательную юридическую силу;
— «экстра-регулирующими нормами»: т. е. призванными регулировать международные отношения. По своей сути они не имеют обязательной юридической силы, но могут тем не менее иметь юридическое значение.
международное право ; иерархия правовых норм