Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

Право представлено комплексом правовых норм, обладающих неравной юридической силой, которые подчиняются принципам иерархичности и гармонизации. Таким образом, необходимо всегда следить за тем, чтобы какая-либо норма не вступала в противоречие с принципом права, обладающим большей юридической силой.

1. В национальном праве:

Место нормы в иерархии, зависит от авторитета издавшего эту норму законодательного органа. В разных странах типы правовых норм и их иерархия могут существенно различаться, в зависимости от характера национально-правовой системы. Существуют по меньшей мере две основные категории норм. Одни относятся к системе романо-германского права (civil law, гражданское право), другие — к англо-саксонскому праву (common law, общее право). Для систем, относящихся к исламской системе права, характерно использование ссылки на Коран в текстах Конституций. Данную ссылку необходимо также воспроизвести в законах и текстах, фиксирующих содержание и точные толкования различных правил, применяемых к отдельным лицам. В связи с этим общую иерархию норм во внутреннем правовом порядке установить трудно. Однако важно всегда проверять, не вступает ли данная норма в противоречие с какой-либо другой, иерархически вышестоящей, и не ограничивает ли она возможность пользоваться каким-либо правом или какой-либо свободой, которые находятся под защитой другой нормы более высокого уровня. В качестве показательного примера приведем список источников правовых норм в порядке убывания приоритета:

— международные конвенции и договоры;

— Конституции;

— законодательные декреты;

— законы;

— указы;

— постановления.

2. В международном праве:

Существует концепция, согласно которой иерархия среди международно-правовых норм отсутствует. Она исходит из предположения, что международное право создается исключительно государствами. Все нормы международного права являются выражением воли государств и поэтому обладают одинаковой силой.

Этот аргумент не учитывает следующее:

— международное сообщество представлено не только государствами. В создании международных прав и обязанностей наряду с государствами участвуют и другие субъекты. Нередко говорят о «мягком праве», имея в виду правила, резолюции, решения и т. д., утвержденные, в частности, международными организациями;

— в международном праве признается существование норм, которые действуют независимо от воли государств. Такие нормы – jus cogens, или «императивные нормы – обязательны для соблюдения, даже если они не закреплены в документе, составленном и подписанном государствами.

— кроме того, все государства, присоединившиеся к Уставу ООН, признают, что обязательства по Уставу ООН, имеют преимущественную силу в сравнении с обязательствами по любому другому международному договору(ст.103 Устава ООН). Это означает, что соглашения, которые государства подписывают между собой или с негосударственными образованиями, не могут противоречить духу или букве Устава ООН.

На практике международное право представляет собой совокупность разнообразных норм и правил, которые связывают некоторые государства, но не затрагивают другие и, как следствие, применяются не на всем международно-правовом пространстве. Увеличение количества и разнообразия международных текстов вынуждают искать механизмы гармонизации норм, которые могут вступать в противоречие.

Международно-правовые нормы могут быть писаными или неписаными, а также принимать различные формы, а именно, в порядке убывания приоритета:

— jus cogens (императивные нормы);

— Устав ООН;

— резолюции Совета Безопасности, принятые на основании ГлавыVII Устава ООН;

— международные конвенции и обычай;

— международные контракты и оперативные мандаты международных вооруженных сил и учреждений;

— нормы «мягкого права» и прочие резолюции, рекомендации, решения международных организаций.

При вынесении судебных решений Международный Суд (МС) руководствуется своей собственной иерархией норм. Порядок их соподчиненности следующий:

— международные конвенции;

— международно-правовой обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

— общие правовые принципы, признанные цивилизованными нациями;

— судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм (ст. 38.1 Статута Международного Суда).

Международный уголовный суд (МУС), в первую очередь, должен применять положения своего Статута, затем — общепризнанные принципы международного права вооруженных конфликтов, а также общие принципы и правовые нормы, взятые им из национальных законов правовых систем мира, в соответствии с тем, как они были истолкованы в его предыдущих решениях (ст. 21 Статута МУС).

Важно давать правильное толкование правовых норм, их значения и юридической силы. В отношении одного и того же предмета положения, имеющиеся в последующей конвенции, превалируют над положениями предыдущей конвенции. Четко сформулированные положения имеют, как правило, преимущественную силу по сравнению с менее четкими или более общими. (ст. 30 Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров).

международная конвенцияМеждународный Суд

3. Контроль за соблюдением иерархии норм

В международном праве недостаточно механизмов, позволяющих на практике достичь «примирения» норм, вступающих в противоречие, или осуществлять контроль за соблюдением иерархии и соответствием конкретных правовых норм нормам более высокого ранга.

• На национальном уровне в некоторых странах существует система контроля за конституционностью законов, что позволяет a priori следить за тем, чтобы законы не противоречили Конституции. Законодательный орган страны также может ратифицировать международные конвенции, подписанные исполнительной властью. Это позволяет государствам не брать на себя международных обязательств, несовместимых с национальными законами.

Помимо таких механизмов единственная возможность осуществлять контроль состоит в вынесении судебными инстанциями решений по конкретному делу. Такого рода контроль возможен лишь a posteriori, и он действует лишь в случае, когда данное дело уже передано на рассмотрение суда.

• На международном уровне отсутствие эффективной судебной системы ограничивает возможности контроля за соблюдением иерархии норм. Государства и международные организации могут обращаться в Международный Суд по поводу толкования правовой нормы. В дополнение к этой малоэффективной практике иногда существует возможность обратиться с просьбой «разрешить спор» в региональные органы (например, Европейский и Межамериканский суды по правам человека). Обращаются с жалобами в эти суды в основном непосредственные участники какого-либо дела. Но и такие жалобы могут быть приняты на рассмотрение лишь при соблюдении целого ряда условий.

Для наблюдения за применением конвенций о правах человека в системе ООН были созданы различные комитеты. Эти комитеты занимаются регулярной проверкой национальных законов и других механизмов применения конвенций, чтобы удостовериться, что последние правильно истолковываются и применяются. В эти комитеты могут обращаться как отдельные лица, так и НПО.

Некоторые региональные судебные органы, такие как, например, Европейский и Межамериканский суды по правам человека могут также выносить решения о соответствии национальных законов конкретным международным конвенциям. Однако обращаться в эти суды могут исключительно стороны, которые прямо заинтересованы в подаче жалобы. Наличие трудновыполнимых условий ограничивает принятие подобных жалоб на рассмотрение.

индивидуальные жалобы (средства правовой защиты)права человека

• В сфере гуманитарной деятельности участники должны следить за тем, чтобы различные решения, принимаемые государствами или международными организациями, не противоречили принципам и требованиям международного гуманитарного права.

• НПО должны следить за тем, чтобы эти принципы и права соблюдались при проведении различных операций по оказанию помощи или при заключении операционных соглашений.

Article également référencé dans la catégorie suivante :