Термин «мины» означает боеприпасы, устанавливаемые под землей, на земле или вблизи земли или другой поверхности и предназначенные для взрыва от присутствия, близости или контакта человека (противопехотные мины) или транспортного средства (противотранспортные мины). Мины устанавливают как на суше, так и на водных преградах и морском побережье. С позиций военной стратегии и тактики взрывные заграждения (мины) препятствуют доступу к определенной части территории и затрудняют продвижение противника.
Мины в международном праве пока еще полностью не запрещены, однако, их применение строго регламентируется кодифицированными нормами обычного права войны, которые были включены в Конвенцию 1980 года. Кроме того, в декабре 1997 года была подписана Оттавская конвенция о запрещении противопехотных мин (вступила в силу в марте 1999 года), однако она имеет силу только для стран, подписавших данную Конвенцию.
1. Международноправовая регламентация использования мин
1. Общие нормы международного гуманитарного права
Некоторые нормы права войны запрещают или ограничивают использование противопехотных мин, мин-ловушек и других устройств. Эти запрещения основаны на двух принципах:
— использование мин всегда должно быть подконтрольным, чтобы исключить их неизбирательное действие в отношении гражданского населения как в отношении военных объектов;
— использование мин должно быть временным и ограничиваться периодом военных действий. Основной принцип права войны заключается именно в проведении различий между мирным и военным временем. Это значит, что использование оружия должно иметь контролируемый и ограниченный характер.
Эти общие принципы вытекают из законов и обычаев войны и Женевских и Гаагских конвенций, поэтому их обязаны соблюдать все государства. Принципы и нормы, установленные в этих конвенциях, вновь утверждают, что нападение должно быть соразмерно поставленной цели и что необходимо делать различия между комбатантами и гражданскими лицами. Эти принципы нацелены на защиту общества от материального и психологических ущерба, причиненного войной и имеющего долгосрочные последствия, и способствуют восстановлению мира и примирению. Те же принципы были вновь кодифицированы в 1980 году.
2. Протокол II о запрещении и ограничении применения мин, минловушек и других устройств к Конвенции 1980 г.:
10 октября 1980 года под эгидой ООН была принята Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. По состоянию на июнь 2013 года ее ратифицировало 121 государство. Применение обычного оружия регламентируется в ней более детально, чем в предыдущих правовых документах. К Конвенции 1980 года были приложены несколько Протоколов. Протокол II (Нью-Йорк, 1980 г.) о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств содержит регламентацию использования мин в период международных вооруженных конфликтов. 3 мая 1996 года в Протокол II были внесены поправки, а с 3 декабря 1998 года он вступил в силу (102 государства-участника).
Протокол относится к числу договоров, определяющих право вооруженного конфликта: он регламентирует применение мин, не ставя его под запрет. Положения Протокола II применяются как к внутренним, так и к международным вооруженным конфликтам.
а) Общие запреты и обязательства
Одни положения Протокола II (с поправками, внесенными в 1996 году) запрещают некоторые конкретные виды применения мин, тогда как другие ставят ограничения и налагают на его участников определенные обязательства с тем, чтобы применение мин было обусловлено исключительно военными объектами, с целью защитить гражданское население как во время, так и по окончании вооруженного конфликта:
— запрещается при всех обстоятельствах применять любые мины, мины-ловушки или другие устройства, предназначенные для того, чтобы причинить, или способные причинить чрезмерные повреждения или ненужные страдания (ст. 3.3);
— запрещается при всех обстоятельствах обращать оружие против гражданского населения или против отдельных гражданских лиц или объектов, принадлежащих гражданским лицам (ст. 3.7);
— запрещается неизбирательное применение такого оружия (ст. 3.8);
— принимаются все возможные меры предосторожности для защиты гражданских лиц от воздействия такого оружия (ст. 3.10);
— запрещается применять противопехотные мины, которые не являются обнаруживаемыми (ст. 4);
— запрещается применение мин, мин-ловушек и другие виды оружия (например, дистанционно устанавливаемых противопехотных мин), которые не соответствуют положениям по самоуничтожению и самодезактивации, изложенным в Техническом приложении к Протоколу (ст. 5 и 6);
— Государства-участники и стороны, находящиеся в конфликте, обязуются регистрировать всю информацию, касающуюся минных полей, минных районов, мин, мин-ловушек и других устройств в соответствии с положениями Технического приложения к Протоколу (ст. 9).
— каждая сторона, участвующая в конфликте, обязуется безотлагательно после прекращения активных военных действий информировать обо всех минных полях, заминированных зонах, минах, минах-ловушках и других устройствах, а также их разминировать, уничтожить или содержать в зонах, находящихся под их контролем (ст. 10);
— международным обозначением минных полей и заминированных зон (ст. 4 Технического приложения) является знак со следующими параметрами:
• форма и размер: треугольник размером не менее 28 на 20 сантиметров;
• цвет: красный и оранжевый с желтой флуоресцирующей каймой;
• содержание: символ опасности — череп, который должен быть изображен на всех знаках, предупреждающих о наличии мин. В Техническом приложении предложены также и другие опознавательные знаки.
б) Специальная защита для гуманитарных и международных миссий:
Протокол II (ст. 12) 1980 года предусматривает также дополнительные меры защиты от минной опасности, минных полей, минных районов, мин, мин-ловушек и других устройств участников некоторых миссий ООН, осуществляющих операции по поддержанию мира, гуманитарных миссий, а также участников миссий гуманитарных организаций с согласия заинтересованных государств, в том числе под эгидой МККК. Здесь имеются в виду следующие миссии:
— любые силы ООН или операции по поддержанию мира, по наблюдению и другие подобные миссии в любых зонах в соответствии с Уставом ООН;
— любые гуманитарные миссии и миссии по установлению фактов или расследований в системе ООН;
— любые миссии под эгидой МККК или национальных обществ Красного Креста, осуществляющих деятельность с согласия заинтересованных государств, как это предусмотрено в Женевских конвенциях;
— любые гуманитарные миссии, осуществляемые беспристрастной гуманитарной организацией (включая любую беспристрастную гуманитарную миссию по разминированию);
Эти миссии должны пользоваться защитой, пока они выполняют свои функции с согласия Высокой Договаривающейся Стороны, на территории которой они действуют.
Это условие, тем не менее, неприменимо к первой категории, к которой относятся операции ООН по поддержанию мира.
В отношении всех этих миссий государства обязаны:
— принимать все необходимые меры для защиты этих сил или миссий от воздействия мин, мин-ловушек и других устройств в контролируемой ими зоне;
— обеспечить персоналу этих миссий надежный проход и доступ в контролируемую ими зону, когда это необходимо для выполнения их функций.
Если речь идет о миссии или миротворческих силах ООН, находящаяся в конфликте сторона также должна, «если об этом просит глава миссии», убрать или обезвредить все мины, мины-ловушки и другие устройства в контролируемой ею зоне, или, по крайней мере, информировать главу миссии о точном местонахождении всех заминированных зон, минных полей, мин, мин-ловушек и других известных приспособлений.
3. Непрекращающаяся практика использования мин
Соблюдение этих обязательств воюющими сторонами долгое время основывалось скорее на принципе взаимности, чем на опасении подвергнуться санкциям, причем подразумевалось, что обе стороны в равной степени заинтересованы в соблюдении этих правил, чтобы способствовать восстановлению мира.
Основанное на взаимной заинтересованности равновесие позволяло осуществлять контроль над применением мин. Однако реальная действительность и технический прогресс нарушили этот баланс: сбрасывание мин с воздуха так же, как и появление необнаруживаемых мин, свели на нет процедуры наблюдения, а также контроль над применением мин, предусмотренный гуманитарным правом.
В отсутствие полного запрета на применение мин в международном гуманитарном праве обсуждение вопросов, связанных с условиями их применения, ведется исключительно под контролем военных экспертов и касается только сложных технических аспектов.
Поскольку изготовление мин обходится недорого, это оружие по-прежнему широко используется во многих вооруженных конфликтах. Массовое применение минных заграждений (с целью перекрыть доступ на обширные территории или запугать население) и сейчас является настоящим бедствием для мирных жителей, которые продолжают страдать от мин в течение долгих лет после восстановления мира. По данным ЮНИСЕФ, с 1975 года от мин погибло около миллиона человек, из которых треть составляют дети до 15 лет. По статистике МККК каждый месяц 2 000 человек, три четверти из которых являются гражданскими лицами, становятся жертвами минного оружия.
II. Запрещение использования мин: международный договор о запрещении мин 1997 года
В условиях тупиковой ситуации, которая сложилась с разработкой норм, регулирующих применение противопехотных мин, МККК и многие НПО (Международная кампания по запрещению противопехотных и других мин) выступили за полный запрет производства и применения ППМ. Конвенцию 1980 года необходимо было подвергнуть пересмотру. В октябре 1996 года на международной конференции в Оттаве были сделаны первые практические шаги к заключению нового международного соглашения. Однако на этой конференции, несмотря на значительное давление, не было принято ни одного конкретного правового обязательства. Этот международный договор был принят на дипломатической конференции в Осло 18 сентября 1997 года и вступил в силу 1 марта 1999 года.
Участниками данного международного договора по данным на июнь 2015 года являются 162 государства. Однако основные страны-производители противопехотных мин, а именно Россия, Китай, США, Индия и Пакистан, отказались его подписать.
Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.
• Эта Конвенция, принятая в Осло 18 сентября и вступившая в силу в марте 1999 года, через полгода после того, как документ ратифицировали 40 государств, запрещает противопехотные мины. По состоянию на июнь 2015 года к ней присоединились 162 государства.
• В Конвенции речь идет о «противопехотных» минах, которые «предназначены для взрыва от присутствия, близости или непосредственного воздействия человека и при этом выводят из строя, калечат или убивают одного или нескольких человек» (ст. 2.1).
• В Конвенции, в частности, предусмотрено:
— обязательство государств-участников никогда не применять противопехотные мины и следить затем, чтобы никто не применял их на своей территории (ст. 1.1.а);
— запрещение для государств-участников разрабатывать, производить, приобретать, накапливать, сохранять и передавать, прямо или через посредника, противопехотные мины (ст. 1.1. b);
— уничтожение каждым государством-участником всех запасов противопехотных мин, которые ему принадлежат, или которые находятся под его юрисдикцией или контролем, в кратчайшие сроки, но не позднее, чем по истечении четырех лет после ратификации договора (ст. 4);
— уничтожение в течение десяти лет всех противопехотных мин в заминированных районах (ст. 5.1);
— представление в ООН ежегодного доклада о мерах, принятых каждой страной в целях соблюдения положений этого договора. На практике все государства-участники «принимают все надлежащие правовые, административные и иные меры, включая применение уголовных санкций, чтобы предотвратить и пресечь осуществление любой деятельности, запрещенной для государств-участников по настоящей Конвенции, лицами, находящимися на территории под его юрисдикцией или контролем» (ст. 9);
— возможность для государств-участников направить Комиссию по установлению фактов для проверки того, соблюдаются ли другим государством-участником закрепленные в Конвенции обязательства.
III. Разминирование
Разминирование — опасное и дорогостоящее занятие. Гуманитарным правом в период вооруженного конфликта поручать эту работу военнопленным запрещается (ЖIII, ст. 52).
После прекращения военных действий стороны могут обращаться к государствам и международным организациям с просьбой о предоставлении им технической и материальной помощи (ст. 9–11 Протокола IIc поправками от 3 мая 1996 г.). В Конвенции о запрещении мин оговорено, что «каждое государство-участник, обладающее соответствующими возможностями» обязано «оказывать содействие в разминировании и осуществлении связанных с этим мероприятий» (ст. 6.4).
Программы по разминированию требуют колоссальных средств. Страны, экономика которых разрушена войной, не в состоянии взять на себя такие расходы. В системе ООН имеется специальный Целевой фонд добровольных взносов на оказание помощи в разминировании, который до 1997 года находился в ведении Департамента (ныне — Управления) по координации гуманитарных вопросов (УКГВ). Этот фонд оказывал помощь тем развивающимся государствам, в которых были заминированы обширные районы, важные для экономического и социального развития страны (Афганистан, Камбоджа, Мозамбик и бывшая Югославия). Затем, в рамках программы по реформированию ООН, запущенной Генеральным секретарем Кофи Аннаном, эта деятельность была передана Департаменту операций по поддержанию мира (ДОПМ). Если разминирование будет идти такими темпами, как сейчас, понадобится одиннадцать веков, чтобы полностью избавить человечество от мин.
Выражение «гуманитарное разминирование» относится лишь к операциям, проводимым после окончания военных действий. Однако в современных конфликтах нередко бывает трудно определить с точностью момент окончания военных действий. После подписания соглашения о прекращении военных действий или соглашения о временном перемирии, можно приступить к началу операции по разминированию. Такие операции могут проходить в контексте возвращения домой перемещенных групп населения или об организации выборов. Кроме того, разминирование можно совместить с операциями по оказанию гуманитарной помощи во время конфликта. В этом случае необходимо разминировать дороги для проезда автоколонн с гуманитарной помощью. Такие операции должны проводиться с большими предосторожностями, поскольку они могут быть истолкованы как военная угроза и навлечь репрессалии на участников гуманитарных акций.
• Гражданское население составляет более трех четвертей из числа подорвавшихся на минах людей, из них одну треть составляют дети моложе 15 лет.
• Согласно статистике ООН, к настоящему времени на территории 70 стран мира уже установлено более 110 млн. мин. По оценкам Международной организации инвалидов, каждые двадцать минут кто-нибудь подрывается на мине, что соответствует 26 000 жертвам в год.
• Стоимость мины колеблется от 3 до 30 долларов США, а стоимость обезвреживания одной мины составляет от 300 до 1000 долларов.
• В разных странах производство мин полностью прекращено, и идет постепенное уничтожение их запасов. По подсчетам Международной кампании по запрещению противопехотных мин, если разминирование будет идти такими темпами, как сейчас, потребуется более тысячи лет и около 33 миллионов долларов, чтобы в мире были уничтожены все существующие мины. Радикально ускорить процесс разминирования, применяя существующую технику, невозможно.
Вообще, разминированием должна заниматься сторона, установившая минные заграждения. Заключая соглашения о мире, стороны должны обмениваться планами минных полей и передавать их Генеральному секретарю ООН, причем должно быть четко определено, кто несет ответственность за разминирование. Эти положения предусмотрены в Протоколе II, приложенном к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (ст. 9 и 10 Протокола II, Нью-Йорк, 10 октября 1980 года о запрещении и ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств).
На сегодняшний день нет ни одного международного или национального фонда для возмещения ущерба пострадавшим от мин. Отсутствие соответствующих норм, регулирующих применение мин, свидетельствует о том, насколько непросто решать вопрос о международной солидарности перед лицом этого бедствия.
В Конвенции о запрещении мин предусмотрено, что «каждое государство-участник, обладающее соответствующими возможностями, будет оказывать содействие усилиям по уходу и реабилитации, социальной и экономической реинтеграции лиц, пострадавших от мин, и осуществлению программ информирования о минной опасности» (ст. 6.3). Такое содействие может осуществляться в сотрудничестве с ООН или ее подразделениями, МККК, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, НПО, другими государствами, и т. д. Пострадавшим от мин должны быть выданы особые медицинские свидетельства, позволяющие им в дальнейшем потребовать присуждения компенсации или пенсии по инвалидности.
См. также
оружие ▸ нападение ▸ методы ведения войны ▸ соразмерность (пропорциональность) ; перечень государств-участников международных конвенций по гуманитарному праву и правам человека (№ 28)
Контакты
International Campaign to Ban Landmines — www.icbl.org
БИБЛИОГРАФИЯ
БАТАНОВ А.Ф., ГРИЦЫНИН С.Н., МУРКИН С.В., Дистанционно управляемые средства для гуманитарного разминирования / // Специальная техника, №2, 2000, с. 24-29.
МАЗЕН С., ХЕРБИ П., Международный запрет на противопехотные мины. Предыстория Оттавского договора и его заключение // МЖКК. № 23. Декабрь 1998 г. С. 823-848.
МККК, «Запрещение противопехотных мин: Оттавский договор», МККК, Женева, Москва, 2004., доступен на сайте www.icrc.org
CAUDERAY G.C., Les Mines antipersonnel, CICR, Genève, 1993 (tiré à part de la Revue internationale de la Croix-Rouge).
HANDICAP INTERNATIONAL, Mines antipersonnel, la guerre en temps de paix : aspects politiques, stratégiques, socioéconomiques, juridiques et humanitaires, GRIP, Bruxelles, 1996.
ROGERS A.P.V., « Mines, pièges et autres dispositifs similaires », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 786, novembre-décembre 1990, p. 568-583.
RUBBASCH R., « Mines antipersonnel : une honte pour l’humanité », Bulletin du CICR, n° 203, novembre 1992.