Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

Соглашение об использовании cookie-файлов

Принимаю Наш сайт сохранит анонимные идентификаторы (cookie-файлы) на ваше устройство. Это способствует персонализации контента, а также используется в статистических целях. Вы можете отключить использование cookie-файлов, изменив настройки Вашего браузера. Пользуясь этим сайтом при настройках браузера по умолчанию, вы соглашаетесь на использование cookie-файлов и сохранение информации на Вашем устройстве.

Война, как феномен организованного коллективного насилия, есть одно их проявлений отношений между человеческими обществами или структурами власти внутри общества. Войну регулирует право вооруженных конфликтов, называемое также «международным гуманитарным правом».

История международного гуманитарного права неотделима от древней истории и пускает свои корни во все мировые культуры, во все религии. Во все времена правители окружали военную деятельность целым рядом правил, запретов и табу. Целью этих правил является установление контроля, дисциплины и эффективности вооруженных сил. Их целью также является снижение последствий насилия и разрушительных воздействий на физическое и психическое здоровье солдат с целью их реинтеграции в общественную жизнь сразу же после окончания вооруженного конфликта.

Первые правила войны не были универсальными, они были региональными. Вспомним о первом китайском «Трактате о военном искусстве», написанном Сунь Цзы в IV-Vвв. до н.э. Эти правила, имевшие по большей части религиозную основу, были созданы с целью гуманизации социальных, политических и военных отношений. Однако данных правил придерживались только народы одного культурного пространства. Во время войны с врагами, язык и боги которых были чужими, они полностью попирались. Однако теория справедливой войны постепенно менялась, переходя от принципа «за правое дело» к требованию «правых средств». Европейские правоведы Гуго Гроций, Франсиско де Витория и Эмер де Ваттель, а также мусульманские, такие, как Ахмад ибн Ханбаль (аш-Шайбани), впоследствии создали на основе этих нравственных императивов правовые нормы, ставшие прообразом современной универсальной кодификации. Нужно отметить, что важнейшие исламские труды в области «права народов» предшествовали европейской кодификации и, без сомнения, оказали влияние на нее.

Всем этим традициям в своей совокупности был сообщен универсальный характер и в таком виде они вошли в современное международное гуманитарное право. Этим правом ограничивается возможность использования войны в отношениях между государствами. Им также утверждается, что, независимо от преследуемых целей, используемые в достижении ее средства ограничиваются положениями гуманитарного права.

международное гуманитарное правоООНбезопасность коллективная

Государства установили и приняли правовые нормы для защиты общества от продолжительных последствий войны. Они ограничивают возможности применения силы во избежание наращивания конфликта, который может принять такой необратимый характер бессмысленной бойни и массового истребления гражданского населения, когда восстановление мира и примирение крайне затруднены. Это право настаивает также на необходимости делать различия между комбатантами и гражданскими лицами с целью защиты последних и признавать право применения силы лишь за структурами коллективного типа под командованием военачальников, а не за отдельными лицами.

За сотни лет своего существования право, регулирующее вооруженные конфликты, постепенно стало предметом многих международных договоров. Многие из этих исторически сложившихся и непреходящих норм зачастую рассматриваются сегодня как правовые обычаи. Это означает, что их обязаны соблюдать даже те государства или воюющие стороны, которые их ратифицировали.

Гуманитарное право развивалось вместе с войной во всех ее разнообразных формах. Сначала в центре его внимания находились межгосударственные конфликты, в которых участвовали противники, имеющие одинаковую силу. Однако конфликты последних пятидесяти лет показывают несколько иную ситуацию. В ходе войн за колонизацию происходили столкновения между государствами и негосударственными движениями, отстаивающими свою политическую независимость. Это были в основном не прямые столкновения между государственными вооруженными силами, а повстанческая и партизанская деятельность, осуществляемая негосударственными группировками, более или менее организованными и действующими в гражданской среде. Период холодной войны был отмечен «равновесием страха», которое означало невозможность прямого военного столкновения между государствами, владеющими атомным оружием. Эта ситуация благоприятствовала перемещению конфликта на гражданские лица и объекты, а также увеличению числа негосударственных вооруженных субъектов. Применение политики террора и страха против гражданского населения существовало во все времена и является характерным и типичным методом ведения войны в рамках асимметричного конфликта.

Изначально направленное на защиту комбатантов, международное гуманитарное право постепенно начало развиваться в области улучшения защиты гражданского населения. Кроме того, оно стало уделять большое внимание усилению правовых норм, применимых к внутренним вооруженным конфликтам. Выражением этого явились четвертая Женевская конвенция 1949 года и два Дополнительных протокола 1977 года. В ответ на меняющуюся обстановку гуманитарное право продолжает свое развитие, придавая все большее значение обычаю, то есть практическим действиям государств и воюющих сторон, а также гуманитарных организаций.

негосударственные вооруженные группымеждународное гуманитарное правомеждународная конвенция

1. Различные типы конфликтов

В современном международном праве термин «война» более не употребляется. Войну между двумя или несколькими государствами называют «международным вооруженным конфликтом», а о гражданской войне говорят как о «вооруженном конфликте немеждународного характера». Для того, чтобы ситуация была расценена как «вооруженный конфликт», насилие должно достигнуть определенного уровня, ниже которого говорят о «внутренних волнениях и беспорядках». Мятежи, изолированные и спорадические акты насилия и другие подобные акты не являются вооруженным конфликтом. (ЖПII, ст. 1.2). Международное гуманитарное право применяется только в ситуациях вооруженных конфликтов. Тем не менее в ситуации волнений применимы некоторые основные гарантии, предусмотренные как гуманитарным правом, так и правами человека.

основные гарантиимеждународный вооруженный конфликтнемеждународный вооруженный конфликтнарушения внутреннего порядка и обстановка внутренней напряженности ; особое, осадное (военное), чрезвычайное положение

2. Воюющие стороны

В ситуации войны вооруженные силы организованно и согласованно применяют насилие в массовом масштабе. Существуют некоторые нормы, позволяющие отличать вооруженный конфликт от хаоса. Комбатанты должны быть организованы в боевые подразделения и подчиняться иерархической власти, дающей приказы и отвечающей за поддержание дисциплины, в том числе за соблюдение норм гуманитарного права.

Столкновения могут происходить между комбатантами, принадлежащими официальным и признанным политическим органам власти, например — правительствам.

Они могут также подчиняться политическим властям, не признанным ни другой стороной, участвующей в конфликте, ни другими государствами — членами международного сообщества. Примером могут служить национально-освободительные войны, гражданские войны и волнения, сопровождающие государственные перевороты. Право, регулирующее вооруженные конфликты, применяется ко всем сторонам, находящимся в конфликте, независимо от характера власти, которая ими управляет.

комбатантвоюющая сторонасторона, участвующая в конфликтеВысокая Договаривающаяся Сторонадвижение сопротивлениспециальное соглашениеситуации и лица, не подпадающие под действие МГП

3. Предотвращение войны

В 1928 году сам факт необходимости прибегать к войне в международных отношениях был категорически осужден пактом Бриана - Келлога. Осуждение оказалось малоэффективным. Уставом ООН право обращения к силе в отношениях между государствами ограничивается. Государства имеют право использовать вооруженную силу лишь в качестве самообороны в случае агрессии. Международные споры и разногласия должны быть урегулированы мирным путем через посредство международного сообщества и созданную для этой цели систему ООН. Действительно, государства связаны определенным обязательством искать мирного решения споров. Когда исчерпаны все средства мирного урегулирования споров и существует угроза миру и международной безопасности, для восстановления мира Уставом ООН предусмотрена возможность применения международных вооруженных сил. Эти различные механизмы отчасти и от случая к случаю (adhoc) действовали в операциях по поддержанию мира.

Несмотря на все эти меры, с незапамятных времен война является одним из проявлений международных отношений.

поддержание мирабезопасность коллективнаяООНСовет Безопасностисанкции дипломатические,самооборона

4. Регламентация войны

• Право, регулирующее вооруженные конфликты, за сотни лет своего существования, постепенно кодифицировалось. Философия такой регламентации на всех континентах одна и та же.

• Война есть всего лишь переходный период. Методы ведения войны не должны компрометировать возможности восстановления мира. Кроме того, солдаты должны иметь возможность реабилитации и возвращению к гражданской жизни.

• Дух этой регламентации остается прежним: избегать ненужных и бессмысленных или несоразмерных конкретному военному преимуществу разрушений и страданий. Важно также делать различие между гражданскими и военными объектами.

Наряду с этой общей регламентацией применения силы, принятой в рамках ООН, государства уже давно, еще до возникновения ООН, договорились между собой о правилах, регламентирующих и ограничивающих средства и методы ведения войны.

Основной принцип гласит, что военная операция законна лишь в случае, когда она есть средство достижения конкретной военной цели. Это значит, что используемое оружие должно соответствовать этой цели, во избежание бесполезных разрушений и страданий. Тактика боевых действий должна позволять не только проводить различие между гражданскими и военными целями, но и позволить во время военных действий оказывать помощь пострадавшим, в том числе из числа гражданских лиц.

Наиболее позднее выражение этой тенденции закреплено в четырех Женевских конвенциях 1949 года и Дополнительных протоколах 1977 года.

• Право на насилие

Методы ведения войны регламентированы Гаагскими и Женевскими конвенциями 1949 года.

методы ведения войныоружиенападениемеждународное гуманитарное правоГаагские конвенцииЖеневские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы 1977 года

• Право на помощь

Женевскими конвенциями 1949 и Дополнительными протоколами 1977 года, кроме того, четко регламентируется защита гражданского населения и оказание помощи пострадавшим во время конфликта.

международное гуманитарное правоЖеневские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г.чрезвычайная помощьзащитаобъекты, находящиеся под защитойпокровительствуемые лицамедицинская миссияправо доступаправо гуманитарной инициативы

Основные гарантии

Женевские конвенции позволяют применять конкретные минимальные меры в любой ситуации вооруженного конфликта. В частности, речь идет о важнейших правовых нормах, регулирующих защиту и оказание помощи гражданскому населению.

основные гарантииспециальное соглашение

5. Ответственность

Женевскими конвенциями 1949 года четко установлены обязанности как государств, так и командного состава вооруженных сил и отдельных лиц в отношении применения и соблюдения правовых норм, регулирующих вооруженные конфликты.

Ими также предусматриваются различные уголовные наказания за военные преступления и другие преступления против человечности.

ответственность;обязанности командировнападениесоразмерность (пропорциональность)соблюдение гуманитарного правасанкции уголовно-правовыевоенное преступление — преступление против человечности

Библиография

АСНЕР П. Насилие и мир. От атомной бомбы до этнической чистки, СПб, Всемирное слово, 1999, с. 352

ПАУЛЮС А., ВАШАКМАДЗЕ М. Ассиметричная война и понятие вооруженного конфликта – попытка разработать концептуальную модель» Международный журнал Красного Креста, № 873, 2009, доступно по ссылке https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/paulus.pdf (см. также PAULUSA., VASHAKMADZEM., « Asymmetricalwarandthenotionofarmedconflict - atentativeconceptualization », RevueinternationaledelaCroix-Rouge, Vol.91, n°873, mars 2009, pp.95-125).

ПФАННЕР Т. Асимметричная война с точки зрения гуманитарного права и гуманитарной деятельности, Международный журнал Красного Креста, №857, март 2005 (см. также Pfanner T., « Les guerres asymétriques vues sous l’angle du droit humanitaire et de l’action humanitaire », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 857, mars 2005).

УИГ Ф.Б. Неоднозначность войны, Международный журнал Красного Креста, №873, март 2009. Доступно по ссылке https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/huyghe.pdf (См. также HUYGHE F.B., « L’impureté de la guerre », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 873, mars 2009. Disponible en ligne sur http://www.icrc.org/fre/assets/files/other/irrc-873-huyghe-fre.pdf)

ФРОММЭ. Анатомиячеловеческойдеструктивности. АСТ, Москва, 2014, с.624

GRMEK M. D., La Guerre comme maladie sociale, Seuil, Paris, 2001, 257 p.

JEAN F., RUFIN J.-C. (sous la dir.), Économie des guerres civiles, Hachette-Pluriel, Paris 1996.

JOXE A., Voyage aux sources de la guerre, PUF, Paris, 1991.

MASSON P., L’Homme en guerre. 1901-2001, Éditions du Rocher, Paris, 1997.

REYDAMS L., « A la guerre comme à la guerre : patterns of armed conflict, humanitarian law response and new challenges », Revue internationale de la Croix-Rouge, Vol.88, n°864, décembre 2006, pp. 729-756.

Article également référencé dans la catégorie suivante :