Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

«Нападения» — это акты насилия в отношении противника, независимо от того, совершаются они при наступлении или при обороне и от того, на какой территории они совершаются (ЖПI, ст. 49.1).

•  Стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов. Таким образом, неизбирательные нападения категорически запрещаются. (ЖПI, ст. 48, Нормы 7-13 Исследования об обычном международном гуманитарном праве, опубликованного МККК в 2005 году).

•  Гуманитарное право обязывает военное руководство принимать все возможные меры предосторожности при подготовке и осуществлении нападений, с тем чтобы ограничить их последствия и предотвратить нападения неизбирательного характера, а также сделать все возможное, чтобы случайный ущерб гражданским объектам не был чрезмерным по отношению к прямому военному преимуществу, которое предполагается получить (ЖПI, ст. 57 и 58, Нормы 14-24).

Эти обязательства, закрепленные конвенциями исключительно в отношении международных вооруженных конфликтов, стали обязательными нормами обычного права и распространились на немеждународные вооруженные конфликты (Нормы 7, 11-24 исследования МККК).

военный объектответственность командиров

I. Запрещения

1. Объекты, находящиеся под защитой и покровительствуемые лица:

В международном гуманитарном праве используются определения объектов и лиц, пользующихся защитой во время международных и внутренних вооруженных конфликтов. Запрещаются умышленные нападения на них и репрессалии. Особую важность представляет принцип проведения различия.

— Запрещаются нападения на гражданское население и акты насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

— Запрещены нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий (ЖПI, ст. 51). Таким образом, стороны, находящиеся в конфликте, не должны использовать передвижения гражданского населения, пытаясь защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, и не должны использовать присутствие лиц, подлежащих защите, пытаясь защитить конкретные пункты от военных действий (ЖIV, ст. 28, ЖПI, ст. 51. 7).

— Запрещены также нападения на объекты, имеющие гражданский характер (ЖПI, ст. 52), на культурные ценности и места отправления культа (ЖПI, ст. 53), на объекты, необходимые для выживания населения (ЖПI, ст. 54, ЖПII, ст. 14), на установки и сооружения, содержащие опасные силы, и причиняющие такой ущерб окружающей среде, который может оказаться опасным для здоровья или жизни людей (ЖП ст.55 и 56, ЖПII, ст. 15).

— Отличительные знаки или защитные эмблемы предусмотрены гуманитарным правом для сигнализации местонахождения всех таких объектов, пользующихся защитой права.

— Медицинские формирования и их персонал никогда не должны становиться объектом нападений (ЖI, ст. 19; ЖII, ст. 23; ЖIV, ст. 18; ЖПI, ст. 12; ЖПII, ст. 11) или использоваться для попытки прикрыть военные объекты от нападения (ЖПI, ст. 12).

— Запрещены нападения на демилитаризованные или нейтральные зоны и на незащищенные местности (ЖIV, ст. 15; ЖПI, ст. 60).

объекты, находящиеся под защитой; покровительствуемые лица; гражданское население; отличительные знаки – защитные знаки; живой щит; медицинский персонал; чрезвычайная помощь

В Римском статуте Международного уголовного суда, принятом 17 июля 1998 года и вступившем в силу 1 июля 2002 года, утверждается, что такие нападения являются военными преступлениями независимо от того, были они совершены во время международного или внутреннего вооруженного конфликта (ст. 8 Статута МУС). Более того, Устав утверждает, что такие преступления, «когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц», квалифицируются как преступления против человечности (ст. 7 Статута МУС). Такие преступления подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда.

военные преступления — преступления против человечностиМеждународный уголовный суд

2. Неизбирательные и несоразмерные нападения

Нападения неизбирательного характера запрещаются гуманитарным правом. Речь идет о нападениях, совершаемых без проведения различия как на военные, так и на гражданские объекты или гражданское население. Определение таким нападениям было дано в статье 51 Дополнительного протокола I (1977 года), а также в Нормах 11, 12 и 13 Исследования об обычном международном гуманитарном праве.

Все следующие нападения считаются неизбирательными и, соответственно, запрещаются:

— нападения, не направленные на конкретные военные объекты;

— нападения с применением методов или средств ведения военных действий, которые не могут быть направлены на конкретные военные объекты;

— нападения, при которых применяются методы или средства ведения военных действий, последствия которых не могут быть ограничены;

— нападение путем бомбардировки любыми методами или средствами, при котором в качестве единого военного объекта рассматривается ряд явно отстоящих друг от другу и различимых военных объектов и которые, таким образом, в каждом таком случае поражают военные объекты и гражданских лиц или гражданские объекты без различия;

— нападение, которое, как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить.

Этот последний элемент вносит необходимость соблюдения принципа соразмерности (или пропорциональности) между нападением и угрозой нападения, или между нападением и сопутствующим ущербом.

Если это требование соразмерности не выполняется, такое нападение расценивается гуманитарным правом как неизбирательное.

Требование оценить соразмерность нападения стало нормой обычного права как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. «Запрещены нападения, которые, как можно ожидать, попутно повлекут за собой потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить» (Норма 14).

соразмерность (пропорциональность)войнаметоды ведения войнырепрессалиибомбардировка

II. Меры предосторожности во время нападений.

Гуманитарным правом предусмотрены необходимые меры предосторожности для того, чтобы максимально оберегать гражданские объекты; все эти меры стали нормами обычного гуманитарного права, применимыми как в международных, так и немеждународных вооруженных конфликтах.

Если гражданские и военные объекты находятся слишком близко, принимаются все разумные меры предосторожности, с тем чтобы избежать негативных последствий для гражданского населения и ущерба гражданским объектам (ЖПI, ст. 57 и 58).

Соблюдение этого принципа основано на ответственности комбатантов и, в особенности, командного состава. Для того, чтобы во время вооруженного конфликта этот принцип действительно применялся на практике, в двух статьях перечислены меры предосторожности и обязанности командиров, которые должны соблюдаться во время вооруженных нападений. Эти уточнения были сформулированы Дополнительным протоколом I 1977 года и применимы лишь в отношении международных конфликтов. Однако они могут играть роль правового ориентира и для других конфликтов в силу их принадлежности к сфере обычного права.

1. Меры предосторожности:

«В отношении нападений принимаются следующие меры предосторожности:

а) те, кто планирует нападение или принимает решение о его осуществлении, должны:

— делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите, а являются военными объектами (ЖПI, ст.57; Норма 15);

— принимать все практически возможные меры предосторожности при выборе средств и методов нападения, с тем чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и случайного ущерба гражданским объектам и, во всяком случае, свести их к минимуму (ЖПI, ст.57; Нормы 16 и 17);

— воздерживаться от принятия решений об осуществлении любого нападения, которое, как можно ожидать, случайно вызовет потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить (ЖПI, ст.57).

  1. нападение отменяется или приостанавливается, если становится очевидным, что объект не является военным, что он подлежит особой защите или что нападение, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить (ЖПI, ст.57; Норма 19).

с) В случае нападений, которые могут затронуть гражданское население, делается эффективное заблаговременное предупреждение, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют» (ЖПI, ст. 57.2 и Норма 20).

«Когда возможен выбор между несколькими военными объектами для получения равноценного военного преимущества, избирается тот объект, нападение на который, как можно ожидать, создаст наименьшую опасность для жизни гражданских лиц и для гражданских объектов […] (ЖПI, ст. 57.3 и Норма 21).

«Ни одно из положений настоящей статьи не может быть истолковано как разрешающее какие-либо нападения на гражданское население, гражданских лиц или гражданские объекты. (ЖПI, ст. 57. 5).

Нормы обычного международного гуманитарного права относительно мер предосторожности при нападении

Международное гуманитарное обычное право обязывает стороны конфликта принимать меры предосторожности, чтобы минимизировать последствия нападений.

Норма 18 гласит: «Каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна делать все возможное, чтобы решить, можно ли ожидать, что нападение вызовет случайные потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц или нанесет случайный ущерб гражданским объектам, или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными от отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить».

В Норме 19 говорится, что «каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна делать все возможное, чтобы отменить или приостановить нападение, если становится очевидным, что объект не является военным или что нападение, как можно ожидать, вызовет случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц, нанесет случайный ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерными по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается получить».

Согласно Норме 22, «стороны, находящиеся в конфликте, должны принять все возможные меры предосторожности для защиты гражданского населения и гражданских объектов, находящихся под их контролем, от последствий нападений».

Норма 23 утверждает: «Каждая сторона, находящаяся в конфликте, в максимальной практически возможной степени должна избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них».

И, наконец, в Норме 24 предусматривается, что «каждая сторона, находящаяся в конфликте, должна, в максимальной практически возможной степени, удалить гражданских лиц и объекты, находящиеся под ее контролем, из районов, расположенных вблизи от военных объектов». Нормы 23 и 24 признаны четко нормами обычного права в международных конфликтах, а в немеждународных конфликтах этот статус за ними признан только отчасти.

2. Обязанности командиров

Соблюдение этих мер предосторожности при нападении основано на ответственности командиров, которые, в частности, должны требовать соблюдения этих правил от всех находящихся в их подчинении. Командиры должны принять меры к тому, чтобы лица, входящие в состав подчиненных им вооруженных сил, были осведомлены об обязанностях, налагаемых на них Женевскими конвенциями и соблюдали их. В случае нарушений гуманитарного права лицами из состава вооруженных сил, командиры обязаны принять необходимые меры для предупреждения подобных нарушений и, в случае необходимости, возбуждения дисциплинарного или уголовного преследования против тех, кто допустил указанные нарушения (ЖПI, ст. 87).

Судебная практика

Судьи международных трибуналов должны были принять решение о законности нападений и соблюдении принципов избирательности (различения), осторожности и соразмерности между ущербом, причиняемым гражданскому населению и военной необходимостью (см. Соразмерность(пропорциональность)). Данные принципы изложены в статьях 57 и 58 первого Дополнительного протокола 1977 года, и судьи полагают, что данные положения являются в настоящее время частью международного обычного права, не только потому, что они уточняют и усиливают ранее установленные обычные нормы, но и еще потому, что ни одно государство, в то числе и те, которые не ратифицировали настоящий Протокол, не оспаривают их (МТБЮ, Дело Миряна Купрескича, 14 января 2000 г., Kupreškić etal. IT-95-16, § 524).

Принцип избирательности (различения), установленный гуманитарным правом, обязывает военных командиров проводить различие, с одной стороны, между военными объектами ,и гражданскими лицами и объектами, с другой. Этот принцип обязывает всех, кто планирует или принимает решение о проведении нападения, делать все возможное, чтобы удостовериться в том, что выбранные объекты не являются гражданскими. Данное обязательство делать все возможное является очень сильным, но не абсолютным. В результате мы не можем основываться на анализе одного случая для того, чтобы определить, были сделанные усилия по различению между военными от гражданскими объектами адекватными или нет. (Итоговый отчет Обвинителю Комитетом, Установленным, чтобы Рассмотреть Массированные бомбардировки НАТО Против федеративной республики Югославии, МТБЮ, 13 июня 2000 г., § 29. http://www.un. org/icty/pressreal/nato061300.htm.) (Final report to the Prosecutor by the Committee established to review the NATO Bombing campaign against the Federal republic of Yugoslavia, TPIY, 13 juin 2000, § 29. http://www.un. org/icty/pressreal/nato061300.htm.)).

Библиография

ДАВИД Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. Москва, 2011. ( См. также DAVID E., Principes de droit des conflits armés, Bruylant, Bruxelles, 2012, 5ème Edition, 1152 p.

MULNEN F. de, « Conduite de l’attaque », Manuel sur le droit de la guerre pour les forces armées, CICR, Genève, 1989, p. 106-108.

Article également référencé dans les 2 catégories suivantes :