Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

Некоторые преступления не подвержены действию срока исковой давности. Даже по истечении многих лет есть возможность привлечения виновных в них лиц к уголовной ответственности. Неприменимость срока давности к военным преступлениям стала нормой обычного права (см. Норма 160 Исследования об обычном международном гуманитарном праве, опубликованного МККК в 2005 году: «Срок давности не может применяться к военным преступлениям»).

Обычно уголовное право фиксирует различные сроки, в зависимости от тяжести преступлений, по истечении которых прекращается любое уголовное преследование и предпринять судебные преследования уже невозможно. Однако существуют различия во внутригосударственных судебных системах. Для тех, которые построены на римском праве, в отношении некоторых или даже всех правонарушений применим срок давности. Срок давности может варьировать от одного до тридцати лет в зависимости от тяжести правонарушения. В системе англо-саксонского права срок давности в отношении таких серьезных преступлений, как убийство, не применим, в то же время — в системе римского права для них применим длительный срок давности (около двадцати лет).

Так, во Франции срок давности для преступлений составляет двадцать лет, для правонарушений — три года, а для штрафов — один год.

Неприменимость срока давности действует в отношении преступлений, которые немедленно предать судукрайне затруднительно. Имеются в виду, в частности, военные преступления и преступления против человечества, для расследования которых нужно ждать окончания войны, либо перемен политической власти в стране, чтобы получить реальную возможность возбудить дело. Неприменимость срока давности необходима для того, чтобы не остались безнаказанными наиболее тяжкие преступления,отношении которых наиболее трудно вынести юридическое решение.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая и открытая для подписания резолюцией №2391 (ХХIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года, вступила в силу 11 ноября 1970 года, на 1 января 2007 г. к ней присоединилось уже 55 государств.

В ней дано четкое определение преступлений, к которым не применим срок давности, со ссылкой на определения военных преступлений и преступлений против человечества, предложенные Уставом Международного Нюрнбергского военного трибунала, а также определения серьезных нарушений в Женевских конвенциях 1949 года.

военные преступления — преступления против человечности

Существует также Европейская конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая 25 января 1974 года под эгидой Совета Европы и вступившая в силу 27 июня 2003 года. В июне 2013 года Конвенция насчитывала только 8 государств-участников: Бельгия, Босния и Герцеговина, Мальта, Нидерланды, Румыния, Сербия, Украина и Черногория.

1. Определение

«Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

  1. военные преступления, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;
  2. преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены» (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, статья 1).

2. Применение

Для повышения эффективности Конвенции государства-участники обязуются принять, в соответствии со своими конституционной процедурой, все необходимые законодательные или иные меры, с целью создания условий для выдачи лиц, обвиняемых в таких преступлениях, а также для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за такие преступления, и чтобы он был отменен там, где уже применяется в таких же ситуациях (ст. 3 и 4).

• Несмотря на существование международных конвенций, судебные процессы в области уголовного права чаще всего имеют место в национальных судах, с применением внутреннего уголовного кодекса. В связи с чем очень важно, чтобы государства привели свое внутреннее законодательство в соответствие с соответствующими международными конвенциями и не препятствовали судопроизводству национальных судов по такого рода преступлениям.

•  В случае, когда во внутригосударственном законодательстве наблюдается несоответствие с обязательствами, закрепленными международной конвенцией, можно:

— обратиться в инстанции или суды, которым поручено контролировать законность;

— призвать на помощь организации, принявшие соответствующую международную конвенцию (ООН, МККК, АС, и т. д.)

В Римском статуте Международного уголовного суда, принятом 17 июля 1998 года и вступившим в силу 1 июля 2002 года, утверждается, что срок давности не применяется к таким преступлениям, как геноцид, преступления против человечности и военные преступления, подпадающие под его юрисдикцию (ст. 29).

Международный уголовный суд

Библиография

ДАВИД Э. Принципы права вооруженных конфликтов. МККК. Москва, 2011. (См. также DAVID E., Principes de droit des conflits armés, Bruylant, Bruxelles, 2012, 5ème Edition, 1152 p.).

MERTENS P., L’Imprescriptibilité des crimes de guerre et contre l’humanité, Université de Bruxelles, Bruxelles, 1974.

PONCELA P., « L’imprescriptibilité », in Droit international pénal, sous la dir. de ASCENSIO H., DECAUX E. et PELLET A., CEDIN- Paris-X, Pedone, 2000, 1053 p., p. 887-895.

Article également référencé dans les 3 catégories suivantes :