В Женевских конвенциях и в международном гуманитарном праве установлены обязанности воюющих сторон и права покровительствуемых лиц – жертв вооруженных конфликтов. Обязательства, принимаемые на себя государствами в период вооруженного конфликта, касаются запрета на некоторые виды поведения во время войны. Они также устанавливают ответственность сторон конфликта по отношению к гражданским и другим покровительствуемым лицам и определяют санкции в случае нарушений обязательств. Для более эффективной защиты и оказания помощи таким лицам гуманитарное право предоставляет Международному комитету Красного Креста и другим гуманитарным и беспристрастным организациям право инициативы, признавая за ними право предлагать свои услуги. Конвенции запрещают участникам конфликта отказываться от таких услуг, за исключением случаев, когда они могут доказать, что не нуждаются в них, и запрещают также рассматривать такое предложение помощи как вмешательство в свои внутренние дела.
К сожалению, эти обязательства недостаточны для гарантии защиты и выживания находящегося в опасности населения, что остается основной задачей гуманитарного права. Гуманитарная деятельность должна предшествовать применению гуманитарного права.
Именно поэтому так важно, чтобы гуманитарные организации и организации по оказанию помощи знали свои права и обязанности, предусмотренные международным правом, и были способны оказывать помощь и защиту населению, подвергающемуся опасности.
· В вопросах соблюдения и нарушения норм гуманитарное право опирается не только на судебную систему. В чрезвычайных обстоятельствах именно право на действие сохраняет жизни людей. Оно возлагает на беспристрастные гуманитарные организации обязанность реагирования и обеспечения эффективных действий для спасения и защиты жертв конфликтов. Помимо определенных действий и миссий помощи и защиты, предусмотренных текстами, Женевские конвенции предоставляют общее право инициативы МККК и другим беспристрастным гуманитарным организациям (ЖI-IV, общая статья 3). На практике МККК и неправительственные организации могут разрабатывать и предлагать меры, обеспечивающие сохранение жизни лиц и населения, находящихся в опасности.
· Тексты уточняют, что эта инициатива не может рассматриваться государствами как вмешательство в свои внутренние дела. Стороны конфликта должны обеспечивать легкий и беспрепятственный доступ для всех посылок, оборудования и персонала по оказанию помощи (ЖПI, ст. 70 и Норма 55 исследования МККК о нормах обычного МГП, опубликовано в 2005 году).
· Таким образом, Женевские конвенции устанавливают главную ответственность гуманитарных организаций: разрабатывать и предлагать мероприятия, позволяющие обеспечивать сохранение жизни лиц и населения, подвергающегося опасности. Гуманитарное право расширяет права гуманитарных организаций в ситуациях конфликта. Важно, чтобы эти организации не подрывали действие этого права и права покровительствуемых лиц недостаточной осведомленностью.
Гуманитарное право создает равновесие между юридической защитой и конкретными мероприятиями, направленными на охрану интересов и жизни покровительствуемых лиц.
1. Державыпокровительницы
Составители и государства-участники Женевских конвенций признали пользу участия нейтральных посредников, таких как организации по оказанию гуманитарной помощи, в ситуациях конфликта. Эти организации облечены доверием воюющих сторон, их единственная цель – защита лиц, не принимающих участия в военных действиях; при этом они располагают средствами для оказания прямой и эффективной помощи жертвам бедности и военных конфликтов. Таким образом, в соответствии с правом вооруженных конфликтов, гуманитарные организации играют официальную роль в комплексе мер защиты, применяемых в ситуации конфликта. В Конвенциях упоминаются также державы-покровительницы или замещающие их организации, нейтральные и беспристрастные посредники, МККК и любые другие беспристрастные гуманитарные организации, общества по оказанию помощи и т. д.
Эти организации обладают правами, четко и подробно определенными в Конвенциях. Они располагают также общим правом инициативы во всех гуманитарных областях, что позволяет им в любой ситуации предлагать свои услуги для мероприятий, прямо не предусмотренных Женевскими конвенциями или протоколами.
2. Право инициативы
Право инициативы предусмотрено, в частности, в статье 3, общей для четырех Женевских конвенций, и в статье 10 четвертой Конвенции. Подобным образом оно предусмотрено также в других статьях документов, посвященных гуманитарному праву (ЖI, ЖII, ЖIII, ст. 9; ЖПI, ст. 81; ЖПII, ст. 18).
- Оно позволяет любой беспристрастной гуманитарной организации (МККК официально признан в этом качестве) предлагать свои услуги в случае конфликта. Государства обязуются не рассматривать эту деятельность как вмешательство в свои внутренние дела или как «недружественный акт». На практике они должны способствовать быстрой и беспрепятственной доставке поставок, оборудования и персонала (ЖПI, ст. 70). Государства не могут отказаться от такого предложения по политическим соображениям или по мотивам, связанным с войной.
Целью упомянутых статей является недопущение того, чтобы четкие нормы, установленные Женевскими конвенциями, интерпретировались и применялись государствами с целью ограничить помощь жертвам конфликтов или препятствовать ее оказанию. Таким образом, Женевские конвенции свободны от ограничительных формулировок, способных помешать работе гуманитарных организаций.
Вот почему в них подчеркивается, что ни одно из положений конвенций не может использоваться или толковаться каким-либо государством, чтобы служить «препятствием для гуманитарных действий, которые Международный комитет Красного Креста или любая другая беспристрастная гуманитарная органи-зация предпримут для защиты раненых и больных, а также санитарного и духовного персонала и для оказания им помощи, с согласия заинтересованных сторон, находящихся в конфликте» (ЖI, II, III, ст. 9; ЖIV, ст. 10).
- Эта свобода инициативы предоставлена конвенциями МККК и любой другой беспристрастной гуманитарной организации, что, очевидно, исключает участие в гуманитарной деятельности, субъектов, не подпадающими под данное определение, в первую очередь, государств. Речь идет о «праве гуманитарной инициативы». Для МККК оно закреплено статьей 4.2 Устава этой организации, которая разрешает « выступать с любой гуманитарной инициативой, которая соответствует его роли исключительно нейтрального и независимого учреждения и посредника, а также может рассматривать любой вопрос, требующий рассмотрения такой организацией».
международное гуманитарное право ▸ держава-покровительница ▸ неправительственная организация (НПО) ▸ Красный Крест, Красный Полумесяц ▸ чрезвычайная помощь ▸ защита
Библиография
БЮНЬОН Ф., Международный комитет Красного Креста и защита жертв войны: Перевод с французского, Женева: Международный комитет красного креста, 2005. -1548 с.-Геогр. указ.: с. 1503 - 1532. (См. также BUGNION F., Le Comité international de la Croix-Rouge et la protection des victimes de la guerre, Genève, CICR, 2e édition, 2000, 1 444 p.)
BRINGUIER P., «À propos du droit d’initiative humanitaire du CICR et de tout autre organisme humanitaire impartial», International Geneva Yearbook, 1990, p. 89-102.
GEOUFFRE DE LA PRADELLE P. DE, «Une conquête méthodique : le droit d’initiative humanitaire dans les rapports internationaux», Études et Essais sur le droit international humanitaire et sur les principes de la Croix-Rouge en l’honneur de Jean Pictet, CICR et Martinus Nijhoff, Genève-La Haye, 1984, p. 945-950.
MACKINTOSH K., «Beyond the Red Cross : the protection of independent humanitarian organizations and their staff in international humanitarian law», Revue internationale de la Croix Rouge, Vol.89, n°865, mars 2007, pp. 113-130.