Применение норм гуманитарного права, регулирующих вооруженные конфликты, а также подписание специальных гуманитарных соглашений с одной из сторон, находящихся в конфликте, или между обоими сторонами конфликта, не затрагивают правового статуса как находящихся в конфликте сторон, так и соответствующих территорий (ЖI — ЖIV, ст. 3; ЖПI, ст. 4, 5.5). Это особенно важно в контексте современных вооруженных конфликтов, в которых часто национальные армии и негосударственные вооруженные группы противостоят друг другу как в ходе международных, так и немеждународных конфликтов. Также это важно в случае конфликтов между государствами, обоюдно не признающими существование противника или законность государственной власти противника.
Эта мера дополняет идею о том, что международное гуманитарное право задумано таким образом, чтобы применяться даже в отношении сторон, не подписывавших и не ратифицировавших международные соглашения о международном гуманитарном праве. В конвенциях проводится различие между «Высокими Договаривающимися Сторонами», которые являются государствами, и «сторонами, находящимися в конфликте», которыми могут быть негосударственные образования, не подписывавшие международных конвенций. Чтобы способствовать соблюдению гуманитарного права в таких ситуациях, в общей для четырех Женевских конвенций статье 3 содержится призыв к государствам путем специальных соглашений ввести в действие с самого начала конфликта все или часть остальных положений Конвенций.
- Соблюдение воюющими сторонами конфликта гуманитарного права не говорит об их взаимном политическом признании. Оно не влияет также на правовую квалификацию или природу вооруженного конфликта, или соответствующих территорий и гражданского населения. Гуманитарное право нейтрально. Его применение вытекает из фактически существующей ситуации, а именно ситуации вооруженного конфликта. Гуманитарное право может применяться сторонами, которые взаимно не признают друг друга. Оно может применяться негосударственными образованиями, которые официально не подписали Женевские конвенции. МККК и другие гуманитарные организации играют роль посредников между находящимися в конфликте сторонами.
- Поэтому допустимо требовать соблюдения норм гуманитарного права, не дожидаясь, пока воюющие стороны договорятся между собой относительно квалификации ситуации и определения статуса затронутых конфликтом лиц.
- Участники гуманитарной деятельности и гуманитарные организации не связаны официальной правовой квалификацией характера вооруженного конфликта и статуса его участников. Если по соображениям предоставления защиты и покровительства целесообразно сослаться на положения, которые прямо не применимы (например, к положениям, обязательным лишь в определенных обстоятельствах), всегда имеется возможность призвать к их применению и добиться этого посредством проведения переговоров, причем таким образом, что это не будет считаться вмешательством во внутренние дела государств. Именно в этом контексте предусматривается возможность подписания специальных соглашений с находящимися в конфликте сторонами или между ними с целью частичного соблюдения Женевских конвенций в тех ситуациях, когда они непосредственно не применимы.
- Гуманитарные организации могут подписывать соглашения о соблюдении гуманитарного права с любым движением, группировкой или неофициальным правительством, что не будет являться их юридическим признанием. Такие специальные соглашения не должны снизить уровень защиты и покровительства, предусмотренный Конвенциями.
- Государство-участник Конвенции, находящееся в конфликте, обязано соблюдать гуманитарное право даже в том случае, если его противник не подписал Конвенции или не является государственным образованием. Обязанность соблюдения гуманитарного права не связана с взаимностью обязательств (ЖI — ЖIV, ст. 1 и 2).
специальное соглашение ▸ негосударственные вооруженные группы ▸ международное гуманитарное право ▸ ситуации и лица, не подпадающие под действие МГП ▸ право гуманитарной инициативы ▸ международная конвенция; ▸ сторона, находящаяся в конфликте ▸ Высокая Договаривающаяся Сторона ▸ воюющая сторона ▸ соблюдение международного гуманитарного права