Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

В ситуациях конфликта гуманитарное право предоставляет гуманитарным организациям право доступа к пострадавшим, а также предусматривает практические условия получения такого доступа. Право доступа к жертвам является основополагающим элементом гуманитарной деятельности, т. к. оно позволяет организациям по оказанию помощи производить независимую оценку потребностей, обеспечивать эффективность своей деятельности и контролировать справедливое распределение этой помощи. Право доступа к различным категориям жертв регулируется разными нормами. При оказании медицинской помощи право доступа предоставляется в более широкой форме, чем при оказании других видов помощи. Эти положения более подробно определены для международных (I), нежели для внутренних (II) конфликтов. В некоторых резолюциях ООН говорится о праве доступа к пострадавшим. Как правило, они не имеют обязательной силы, в отличие от Женевских конвенций 1949 года и их Протоколов (III).

  • Право доступа предусмотрено гуманитарным правом в пользу МККК, в некоторых случаях для нейтральных гуманитарных организаций, в других — для Держав-покровительниц. Это право связано с миссией и ответственностью, которыми гуманитарное право облекает организации по оказанию помощи в отношении различных категорий пострадавших.
  • Эта миссия никогда не ограничивается простым распределением материальной помощи. Следовательно, присутствие на местах подразумевает ответственность и обязательства по защите населения. Организации по оказанию помощи должны быть хорошо осведомлены и быть готовыми их нести.

Доступ к пострадавшим в период международных конфликтов

1. Раненые и больные

Для оказания эффективной помощи раненым и больным медицинский персонал должен иметь доступ к местам, где требуются его услуги. Это право четко предусмотрено, при условии соблюдения таких мер контроля и безопасности, которые заинтересованная сторона, находящаяся в конфликте, может счесть необходимыми(ЖПI, ст. 15.4).

В более общем плане гуманитарное право организует свободный доступ для медицинского персонала, обеспечивая защиту санитарных машин, персонала и оборудования и устанавливая, что никто не должен понести наказание за медицинскую помощь. Оно также предусматривает местные соглашения для обмена или эвакуации раненых и больных из осажденной или окруженной зоны и о пропуске в эту зону направляющегося туда медицинского и духовного персонала и оборудования (ЖI, ст. 15; ЖII, ст. 18; ЖIV, ст. 16–17, 20).

медицинская миссиямедицинский персоналраненые и больные

2. Военнопленные и места содержания под стражей

Международному Комитету Красного Креста разрешается посещать все места, где находятся военнопленные или лица, удерживаемые в связи с конфликтом. Гуманитарное право предусматривает также право доступа к военнопленным для организаций по оказанию помощи и прочих обществ (ЖIII, ст. 125). Державы, во власти которых находятся покровительствуемые лица, не могут запретить доступ к ним, они имеют право только ограничивать число организаций, которым разрешается посещать пленных и оказывать им помощь. Тем не менее, при принятии решений о подобных ограничениях они должны ту особую роль, которую конвенции возлагают на МККК в отношении права доступа и посещения военнопленных (ЖIII, ст. 126).

военнопленныеКрасный Крест, Красный Полумесяцлишение свободы (содержание под стражей)

3. Покровительствуемые лица

Гуманитарное право защищает задержанных или интернированных лиц, население оккупированных территорий, раненых и больных, выходцев из вражеской страны на национальной территории противной стороны.

В ситуациях международных конфликтов предусмотрено право доступа ко всем категориям лиц, находящихся под покровительством четвертой Женевской конвенции. В данном случае речь идет о том, чтобы предоставить возможность доступа и оказания помощи гражданскому населению оккупированных территорий или гражданским лицам, помещенным в места интернирования, заключения и принудительного труда, а также больным и раненым. Доступ к покровительствуемым лицам предусмотрен для обществ и организаций по оказанию помощи (ЖIV, ст. 142) и представителей держав-покровительниц или замещающих их организаций, таких как МККК (ЖIV, ст. 143).

Это право доступа не может быть запрещено, а лишь ограничено государствами-участниками конфликта. Они обязаны выполнять определенные минимальные гарантии.

  • При условии выполнения мер, которые державы, во власти которых находятся покровительствуемые лица, полагают необходимыми для гарантии своей безопасности или для обеспечения любой другой разумной необходимости, они должны оказывать наилучший прием религиозным организациям, обществам милосердия или любым другим учреждениям, оказывающим помощь покровительствуемым лицам. Державы предоставляют им, равно как их должным образом аккредитованным представителям все необходимые возможности для посещения покровительствуемых лиц и для распределения между ними гуманитарной помощи (ЖIV, ст. 142).
  • Держава, во власти которой находятся покровительствуемые лица, сможет ограничить число обществ и организаций, представителям которых она разрешит работать на своей территории и под своим контролем, при условии, однако, что подобное ограничение не помешает предоставлению эффективной и достаточной помощи всем покровительствуемым лицам (ЖIV, ст. 142).

интернирование

; лишение свободы (заключение, содержание под стражей);покровительствуемые лицадержава-покровительницаКрасный Крест, Красный Полумесяц

МККК и державы-покровительницы обладают правом доступа и облечены миссией оказания особой защиты этим лицам, которые не должны подвергаться опасности вследствие действий других обществ милосердия. Гуманитарная организация может выполнять роль державы-покровительницы. В этом случае она должна выполнять функцию защиты, предусмотренную гуманитарным правом в отношении соответствующих лиц.

4. Гражданское население

Гуманитарным правом предусмотрен свободный пропуск средств помощи, предназначенных покровительствуемым лицам и гражданскому населению в целом.

  • Каждая сторона-участница Женевских конвенций 1949 года должна обеспечить свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами религиозных культов, предназначаемых исключительно для гражданского населения другой стороны, даже неприятельской. Она также должна разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими средствами, предназначенными для детей до пятнадцати лет, беременных женщин и рожениц (ЖIV, ст. 23).

Обязательство договаривающейся стороны предоставлять свободный пропуск всех посылок, указанных в предыдущем абзаце, зависит от условия, что данная сторона удостоверилась, что не имеется серьезных причин для следующих опасений:

— посылки могут попасть не по назначению, или

— контроль может быть неэффективным, или

— они могут определенным образом способствовать успеху военных усилий или экономики противника […].

Держава, разрешающая пропуск указанных посылок, может поставить условием для такого разрешения, чтобы раздача получателям производилась под местным контролем держав-покровительниц (ЖIV, ст. 23). В отсутствие державы-покровительницы этот контроль зачастую осуществляется гуманитарными организациями.

  • Свободный пропуск предусмотрен также в пользу населения оккупированных территорий. Если продовольственное снабжение населения оккупированной территории или его части недостаточно, оккупирующая держава должна согласиться на мероприятия по оказанию помощи данному населению и должна способствовать осуществлению этих мероприятий всеми имеющимися в ее распоряжении способами (ЖIV, ст. 59).

Единственным налагаемым ограничением может быть требование, чтобы гуманитарные организации или Держава-покровительница контролировали распределение помощи с тем, чтобы она использовалась в интересах нуждающегося в ней населения (ЖIV, ст. 59).

гражданское населениепокровительствуемые лицаперсонал гуманитарных и иных организаций, участвующих в операциях по оказанию помощисредства помощипродовольственное снабжениеправо гуманитарной инициативы

Специальные положения относительно права доступа гуманитарных организаций к гражданскому населению

Принцип свободного доступа был расширен и подробно определен в Дополнительных протоколах 1977 года. В странах, не подписавших эти протоколы, организации по оказанию помощи могут, несмотря на этот факт, опираться на их тексты для уточнения, толкования и дополнения правил, предусмотренных четвертой Конвенцией и обычным гуманитарным правом.

  1. Если гражданское население территории, находящейся под контролем одной из сторон конфликта и не являющейся оккупированной, недостаточно снабжается предметами первой необходимости и продуктами питания, требуемыми для его выживания, предпринимаются акции по оказанию помощи гуманитарного и беспристрастного характера, проводимые без какого-либо неблагоприятного различия, при условии получения согласия сторон, затрагиваемых такими акциями (ЖПI ст.70; ЖПII ст.18).

Предложения по оказанию помощи, соблюдающие эти условия, не будут рассматриваться ни как вмешательство в вооруженный конфликт, ни как враждебные действия. В ходе распределения посылок помощи приоритет отдается таким категориям населения, как дети, беременные женщины, роженицы, кормящие матери, которые должны пользоваться льготными условиями или особой защитой.

  1. Стороны, находящиеся в конфликте, а также каждая Высокая Договаривающаяся Сторона разрешают быстрый и беспрепятственный провоз всех поставок, оборудования и персонала, предоставляемых с целью оказания помощи в соответствии с данным разделом, и содействуют ему, даже если такая помощь предназначается для гражданского населения противной стороны.
  2. Стороны, находящиеся в конфликте, и каждая высокая договаривающаяся сторона, которые разрешают провоз поставок, оборудования и персонала с целью оказания помощи в соответствии с предыдущим параграфом:

— имеют право предписывать технические меры, включая досмотр, при условии выполнения которых разрешается такой провоз;

— могут обусловить такое разрешение тем, чтобы распределение этой помощи производилось на месте под контролем державы-покровительницы (или ее представителя в лице признанной беспристрастной организации по оказанию помощи);

— никоим образом не изменяют первоначального назначения поставок помощи и не задерживают их провоз, за исключением случаев экстренной необходимости в интересах соответствующего гражданского населения.

  1. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту поставок помощи и содействуют их быстрому распределению (ЖПI, ст. 70).
  2. Свободный пропуск помощи включает также право доступа и свободного пропуска персонала, участвующего в операциях по оказанию помощи, для операций по снабжению (ЖПI, ст. 71).
  3. Гарантируется также свобода перемещения медицинского персонала.
  4. Стороны, находящиеся в конфликте, и каждая заинтересованная Высокая Договаривающаяся Сторона поощряют эффективную международную координацию операций по оказанию помощи, упоминаемых в пункте 1 статьи 70, и содействуют ей (ЖПI, ст. 70.5).

Право доступа стало основным принципом права на оказание гуманитарной помощи жертвам международных и немеждународных вооруженных конфликтов. Это право приобрело к тому же статус обычной нормы и включено в Исследование об обычном МГП, опубликованное МККК в 2005 году. Эти нормы обязательны для всех типов вооруженных конфликтов и распространяются на все стороны, находящиеся в конфликте, включая тех, кто не подписывал Конвенций; они также касаются негосударственных вооруженных групп.

В Норме 55 Исследования МККК говорится, что «Стороны в конфликте должны разрешать быстрый и беспрепятственный провоз гуманитарной помощи для нуждающихся гражданских лиц и содействовать ему, при условии, что такая гуманитарная помощь носит беспристрастный характер и оказывается без какого-либо неблагоприятного различия; при этом стороны в конфликте имеют право ее контролировать».

Норма 56 гласит, что «Стороны, находящиеся в конфликте, должны обеспечивать свободу передвижения уполномоченного персонала, участвующего в операциях по оказанию помощи, которая необходима для выполнения его функций. Лишь в случае настоятельной военной необходимости его передвижения могут быть временно ограничены». Эти нормы применимы как международным, так и немеждународным вооруженным конфликтам.

II. Доступ к пострадавшим в период немеждународных вооруженных конфликтов

Если гражданское население испытывает чрезмерные лишения из-за недостаточного обеспечения запасами, существенно важными для его выживания, такими, как продовольствие и медицинские материалы, то принцип свободного проведения операций по оказанию помощи гражданскому населению, которые носят исключительно гуманитарный и беспристрастный характер и осуществляются без какого-либо неблагоприятного различия подтвержден Вторым Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям, без каких либо дополнительных разъясняющих деталей (ст. 18 Дополнительного протокола II).

Свобода перемещения медицинского персонала также подтверждена. Во всех случаях, когда это позволяют обстоятельства, и в особенности после боя, безотлагательно принимаются все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и жестокого обращения, а также обеспечить им необходимый уход (ст. 8 Дополнительного протокола II).

Принцип, установленный в данном Протоколе может толковаться с использованием более точных положений, предусмотренных гуманитарным правом в рамках международных вооруженных конфликтов (см. выше).

гражданское население; персонал гуманитарных и иных организаций, участвующих в операциях по оказанию помощи; раненые и больные

III. Право доступа, предусмотренное резолюциями ООН

Положения гуманитарного права, относящиеся к праву доступа, были включены в некоторые резолюции Объединенных Наций для ситуаций «стихийных бедствий и экстренных ситуаций того же порядка» или «стихийных бедствий или стихийных бедствий по вине человека». [Цитирование по неофициальному переводу. – Прим. перев.] Гуманитарное право применяется только в ситуациях конфликта.

• Эти резолюции призваны восполнить юридический пробел, если они касаются ситуаций мирного времени. Если их используют для отказа признания ситуации конфликта на дипломатическом уровне, или если они устанавливают менее жесткие требования, чем те, которые предусмотрены гуманитарным правом, это может подорвать существующее гуманитарное право.

• Данные резолюции имеют обязательную юридическую силу исключительно при условии их принятия Советом Безопасности ООН в рамках положений Главы VII Устава ООН.

  • Эти резолюции не создают права гуманитарного вмешательства.
  • Они вновь провозглашают «суверенитет, территориальную целостность и национальное единство» государств и признают, что каждое государство должно в первую очередь заботиться о жертвах стихийных бедствий и экстренных ситуаций того же рода на своей территории.
  • Они принимают к сведению тот факт, что в подобных ситуациях должна быстро оказываться широкомасштабная помощь, чтобы ограничить число погибших, и что международные и неправительственные организации играют важнейшую и положительную роль при оказании такой помощи.
  • Следовательно, эти резолюции призывают государства, нуждающиеся в подобной помощи, способствовать осуществлению гуманитарной помощи международными и неправительственными организациями, в частности, в том, что касается поставок продуктов питания, медикаментов и медицинских услуг, «для которых необходим доступ к пострадавшим» (рез. А 43/131 от 8 декабря 1988 г). Для облегчения такого доступа Генеральная Ассамблея предложила создавать, при необходимости, гуманитарные коридоры и обратилась с просьбой о сотрудничестве в этом плане к соседним государствам (рез. А 45/100 от 14 декабря 1990 г).
  • Понятие «гуманитарных коридоров» с некоторыми различиями применялось в целом ряде резолюций Совета Безопасности (в связи с конфликтами в Судане, Ираке, Либерии, Анголе, Сомали, Югославии и т. д.), зачастую с оттенком настойчивого требования. В резолюции 688 (от 5 апреля 1991 г.) Совет Безопасности «настаивал», чтобы Ирак обеспечил немедленный доступ гуманитарных организаций ко всем нуждающимся в помощи в любой части Ирака, с предоставлением им всех необходимых средств.

Гуманитарные коридоры

Создание и соблюдение гуманитарных коридоров, предусмотренных резолюциями ООН, не является правовым обязательством государств. Действительно, соответствующие резолюции не всегда принимаются на основе Главы VIIУстава ООН. Применительно к более или менее признанным ситуациям конфликта они не всегда указывают на обязательства, налагаемые гуманитарным правом. Эти резолюции вписываются в более общие рамки операций по поддержанию мира, обеспечиваемых международными силами, как, например, в иракском Курдистане или в Сомали. Они свели понятие защиты пострадавших, предусмотренное гуманитарным правом, к простому сопровождению транспортных колонн.

Библиография

ABRIL STOFFELS R., « Le régime juridique de l’assistance humanitaire dans les conflits armés : acquis et lacunes », Revue internationale de la Croix-Rouge, septembre 2004, vol. 86, n° 855, p. 515-546.

Le Droit face aux crises humanitaires. L’accès aux victimes : droit d’ingérence ou droit à l’assistance humanitaire ?, Commission européenne, Bruxelles, 1995.