Практический словарь гуманитарного права

« Неверно называть вещи – значит умножать скорбь этого мира » Albert Camus.

Политический и военный террор могут быть использованы в мирное или в военное время с целью одержать победу над неприятелем или установить контроль над населением. Гуманитарное право устанавливает правила, ограничивающие использование силы в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта. Под данные правила также подпадают ситуации открытых конфликтов, ситуации военной оккупации и борьба с повстанцами и мятежниками.

международный вооруженный конфликт; немеждународный вооруженный конфликт; оккупированная территория

1. Террор в ситуациях вооруженных конфликтов

В ситуациях вооруженных конфликтов запрещаются методы ведения войны, акты насилия или угрозы насилием, имеющие своей основной целью терроризировать гражданское население. К числу таких актов относятся, в частности, массированные бомбардировки неизбирательного характера, нападения, поражающие гражданских лиц и гражданские объекты без различия, гонения, нападения, акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, акты терроризма, грабеж, изнасилования, аресты и внесудебные казни, взятие заложников и акты принудительного исчезновения, акты этнической чистки, вызывающие насильственные перемещения населения и т. д. Также запрещаются нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий, кроме того, воспрещаются репрессалии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ЖIV, ст. 33; ЖПI, ст. 51; ЖПII, ст.4, 13). Нападения террористов-смертников, направленные против гражданских объектов, входят в данную категорию запрещенных методов ведения войны.

Террор используется как метод ведения войны в ситуациитотальной войны, в которой военной целью является уничтожение противника или подавление любого сопротивления в рядах гражданского населения. Он также используется, чтобы ослабить государство в тех ситуациях, когда прямое военное столкновения является невозможным или трудным для выполнения, в связи с ситуацией военной оккупации, мятежа, а также из-за неравновесия или асимметричности присутствующих вооруженных сил.

Использование террора практикуется как со стороны правительственных вооруженных сил, так и со стороны негосударственных вооруженных групп. В ситуациях военной оккупации территории иностранными силами гуманитарное право продолжает применяться даже в случае отсутствия активных военный действий. Запугивание населения противной стороны не признается гуманитарным правом как законный метод ведения войны или как законная военная цель.

Несоблюдение норм гуманитарного права одной стороны конфликта не дает право другой стороне также нарушать его.

международное гуманитарное право; методы ведения войны

2. Террор в ситуациях мятежей и восстаний

Террор часто используется государственными вооруженными силами в рамках борьбы с повстанцами и мятежниками. В таких ситуациях очень часто правительство отказывается признать наличие вооруженного конфликта. Правительства говорят о борьбе с терроризмом или преступностью и отказываются применять нормы гуманитарного права в отношении своего собственного применения силы и в отношении обращения с комбатантами противника.

В соответствии с гуманитарным правом определение вооруженного конфликта как международного или немеждународного зависит не от решения государств. Оно должно подчиняться определениям и критериям, содержащимся в Женевских конвенциях 1949 года и в Дополнительных протоколах 1977 года.

международный вооруженный конфликт; немеждународный вооруженный конфликт

3. Террор в других ситуациях

Во время протестов или в ситуациях бунта, внутренних волнений и беспорядков, а также в случае возникновения обстановки внутренней напряженности, не достигших достаточного уровня насилия для применения гуманитарного права правительственные силы должны подчиняться определенным правилам в своих защитных операциях и во время принятия мер по восстановлению общественного порядка. Данные правила установлены в статье 3, общей для всех четырех Женевских конвенций, а также в неотчуждаемых и неотъемлемых правах, закрепленных международными конвенциями по правам человека.

основные гарантииобщественный порядокситуации и лица, не подпадающие под действие МГПнарушения внутреннего порядка и обстановка внутренней напряженности

Использование террора как метода ведения войны входит в определение военных преступлений и преступлений против человечности, а, значит, оно влечет за собой уголовную ответственность тех лиц, которые применяли террор как метод ведения войны, а также всех тех лиц, которые отдали приказ о его применении. Это подтверждается Нормой 2 Исследования об обычном МГП, опубликованного в 2005 году. В ней уточняется, что «акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, запрещены».

военные преступления – преступления против человечностиМеждународный уголовный суд

Судебная практика

В постановлении по делу Драгомира Милошевича (12 ноября 2009 г., Milošević, Dragomir IT-98-29/1, §32) Апелляционная камера МТБЮ заявила, что преступление террора может включать нападения или угрозы нападения против гражданского населения в том смысле, что возможные последствия нападений не ограничиваются смертями или тяжелыми ранениями среди жертв. Таким образом, Палата закрепила определение террора, принятое в обычном гуманитарном праве; см. Норма 2 Исследования МККК об обычном МГП; «акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население, запрещены».

Палата, в частности, отметила, что преступное намерение (mens rea) преступления террора включает намерение сделать из гражданского населения или гражданских лиц, не принимающих участие в военных действиях, объект насилия или угроз, а также особое намерение терроризировать гражданское население (см. § 37).

См. также

нападениетерроризмвойнаметоды ведения войнынарушения внутреннего порядка и обстановка внутренней напряженностиперемещение гражданского населенияобязанности командировответственностьвоенное преступление — преступление против человечностимеждународный вооруженный конфликтнемеждународный вооруженный конфликтмеждународное гуманитарное право;терроризмоккупированная территориякомбатантМеждународный уголовный судвзаимная правовая помощьвоенные объектыобщественный порядокэтническая чистка

БИБЛИОГРАФИЯ

ГАССЕР Х.-П. Террористические акты, «терроризм» и международное гуманитарное право, Международный журнал Красного Креста: сб. ст., МККК, Москва, 2002. С. 235–268. (См. также GASSER H.P., « Actes de terreur, “terrorisme” et DIH », Revue internationale de la Croix-Rouge, n° 847, septembre 2002, p. 547-570).

Article également référencé dans les 2 catégories suivantes :